В свете последних событий, сегодня хочу поговорить о себестоимости. А заодно о бесплатности.
Итак. Когда говорят о том, чтобы некая услуга была бесплатной, важно понимать, что у любой услуги (а не только товара) имеется себестоимость. Себестоимость - это, по сути, те деньги, которые тратятся для выполнения этой услуги. Дешевле себестоимости ничто быть не может. Понятно, почему, да?
Непонятно, как оказалось. Например, для оформления какого-нибудь документа нужен бланк. Бланк - это бумага, чернила принтера, принтер. Понятно, что не весь картридж уйдёт на печать вашего бланка. Но, допустим, на одном картридже будет напечатано десять тысяч бланков. Тогда одна десятитысячная стоимости картриджа будет включена в стоимость бланка. Или вот, для самой обычной немодельной стрижки нужны ножницы. То же, что с принтером, правда? Т.е. есть оборудование (ножницы, принтер), есть расходные материалы (бумага, чернила...).
Кроме того, все всегда забывают о существовании заработной платы для сотрудников. Не надо им ничего платить? ОК, а кто будет принимать у вас эти бланки, щелкать ножницами и т.д.? Пойдёте делать эту работу сами, бесплатно? А жить на что будете?
Причём чем сложнее будет обслуживание (например, дать консультацию, подсказать, вежливо и грамотно разговаривать, в правильном месте щелкнуть ножницами...), тем больше надо заплатить. Хотите быть обслуженными полуграмотным и пьяным дядей Васей - платить придётся меньше.
Помимо вышеперечисленного, есть такие штуки, как аренда, налоги и т.д., но принцип всё равно понятен, правда?
Далее. Когда мы говорим, что нечто бесплатно, мы должны понимать, что себестоимость товара/услуги никуда не делась. Значит, это не бесплатно. Но оно может быть бесплатным вот сейчас и лично для вас. Самый простой пример - получение услуги вам оплачивает кто-то другой (родственник, спонсор...). А ещё есть, например, рекламные акции в магазинах, или, скажем, экстренная медицинская помощь. Откуда берётся вот эта бесплатность? Или, например, льготность для отдельных категорий населения?
А тут всё очень просто. Либо стоимость товара/услуги включена во что-то другое (например, стоимость ста батонов хлеба на бесплатной акции распределена между стоимостью всех остальных батонов той же марки). Либо оно оплачивается не вами напрямую, а косвенно - например, бесплатная для пациента экстренная медицинская помощь оплачивается всеми нами, из того, что у нас собирают в виде налогов. Если кому-то предоставляют льготу - значит, все остальные за эту льготу так или иначе доплачивают. И это правильно.
Так что когда нам предлагают оплатить, например, бланк, это не значит, что с нас хотят получить лишние деньги. Это скорее всего означает, что мы не оплачиваем ежемесячно стоимость этих вот бланков из расчёта "сколько бланков в месяц приходится на душу населения", вот и всё. То есть, понадобилось тебе - плати и получай услуги, не понадобилось - не плати.
В свете вышесказанного понятно, что, к примеру, люди, ездящие без билета в транспорте - воры. У кого они воруют? У себя и у нас с вами. Поскольку услугу-то они потребляют, а у услуги есть себестоимость, а за неё не платят. В результате метрополитены, РЖД и автобусные-троллейбусные парки получают меньше денег, а работать должны по-прежнему. Результат - понижение качества услуги (ну не на что ремонтировать автобусы и повышать квалификацию водителей ) и/или повышение стоимости услуги (попытка распределить нужную сумму между теми, кто платит).
Стремление получить товар или услуги, не оплатив её, честно говоря, у меня вызывает недоумение: почему? Хочет ли сам такой человек работать бесплатно? Хочет ли он снижение качества услуг или вообще её недоступности? Или он хочет, чтобы за него платили другие - но чем он лучше этих других?