У Маркиза де Сада имеется целая подборка рассказов, которые можно объединить одной и той же темой: "о рогах". Рассказы эти написаны живо и остроумно, но я хочу сказать не об их литературных ценностях. Дело в другом: скажем, на сайтах, посвященных психологии и психотерапии, одно из ведущих мест занимают опять же темы "измены" и "любви к женатому" (т.е. той же "измены", но как бы от другого действующего лица). Удивительно, не правда ли? Сколько всего вокруг изменилось, а тема супружеской верности / неверности актуальна до сих пор.
Хочу немного порассуждать на эту тему. К слову же, об изменах в той или иной форме говорят не только по отношению к супругам, но также и к любовникам, друзьям и т.д.
Итак. Как раз Маркиза понять очень даже можно. Не может быть нормальных, здоровых взаимоотношений между людьми там, где в частную жизнь граждан вмешиваются все, кому не лень: общество со своими правилами и традициями, государство, пытающееся законодательно регламентировать, кто, кого, куда и как, церковь, которая в то время вообще выполняла функции, близкие к государственным вместо своих непосредственных обязанностей...
Берём первый попавшийся рассказ и вычитываем оттуда информацию о главных героях. Ему 30 лет, ей - 25-26, женаты уже 10 лет и в постели друг другу приелись. Стоп! Когда они поженились, ему было 20, а ей вообще сказать страшно: 15 или 16 лет. Стало быть, ни о каком сознательном вступлении с брак и речи быть не может. Так с чего вдруг этим людям, которых, вероятно, поженили их родители исходя из социального или материального положения, вдруг хранить друг другу верность? Ведь их уложили в одну кровать чуть ли не насильно!
Ну хорошо, но в наше время всё-таки частная жизнь предоставлена самим людям. Я не буду здесь писать о том, что этой своей свободой люди не умеют пользоваться - это отдельная тема. Но актуальность темы измены удивляет. Почему, собственно говоря, бывает "измена", и что это есть такое? Очевидно, что слово "измена" употребляют минимум в двух смыслах: один из них, формальный, подразумевает секс на стороне от официального партнёра; дугой, более широкий, предполагает не столько секс, сколько всякую близость (не обязательно интимную) с кем-то другим.
Но в наше-то время именно измена как раз и невозможна! И вот почему.
- Если людей держит вместе не обоюдное желание быть вместе, и кто-то из них в результате идёт "на сторону", то это не измена, т.к. они изначально были чужими друг другу. Стало быть, ничем друг другу не обязаны.
- Если людей когда-то держало вместе то самое обоюдное желание, но потом оно куда-то делось, то опять же "поход на сторону" - это уже только следствие, результат процесса отчуждения, как правило, длительного и начавшегося давно.
- Если же между партнёрами всё хорошо, то тут два варианта: либо никого из них "на сторону" и вовсе не тянет - там, на стороне, не так интересно, - либо никакие другие общения не способны причинить какой-либо вред этим отношениям. В более узком смысле слова, бывают супружеские пары, которые воспринимают всех любовников/любовниц со стороны как своего рода живые сексуальные игрушки, с которым один или оба супруга могут развлечься - и это их устраивает. Добавлю уже от себя, что подобных отношений, в которых всё ко взаимной выгоде, может быть несколько одновременно. Главное, чтобы все участники относились сами к себе и друг к другу с равным уважением...