Во всяком случае, так следует из новостей. А мне казалось, что и был. Явление не ново. Причём в нашей стране пьют в основном два напитка: водку и пиво. Но лично я из всего того, что можно по данной проблеме прочитать в новостях, могу согласиться только с общим выводом: всеобщая алкоголизация есть зло. А вот разбираться в причинах, по которым народ пьёт, никому не хочется. Лень, что ли? А ведь причины-то, как обычно, есть. Из лежащих на поверхности и видных даже мне:

- кому-то жить тяжело и страшно, просто потому, что у нас действительность такая, тяжелая и страшная - поэтому возникает желание отключиться от такой жизни;

- кому-то жить тяжело по своим личным причинам - ну например, известный мужской алкоголизм не может не быть связан с навязанным образом сильного мужчины;

- кому-то нечем заняться. Это я в первую очередь о молодёжи, которая собирается кучками и пьёт. То есть заняться-то, конечно, есть чем, работа, учёба и т.д., но нет желания всё это делать.

- или выпивка становится поводом пообщаться, а то и необходимой смазкой общения, потому что нет элементарных навыков дружеского общения с одной стороны, а с другой - где прикажете молодёжи общаться? и чем при этом заниматься? дома, с родителями?

- а ещё подливает масла в огонь "образ алкоголя и алкоголика". Как у нас рекламируют выписку? Пиво, например, рекламируют в просто страшных количествах. Сюжеты в основном про то, как компании отдыхают и общаются с пивом. Без пива никак. Альтернативу предлагают, пожалуй, газировки, но их представляют как детский вариант выпивки. По контрасту - сок рекламируют детьми, бабушками или мамашками на хозяйстве. Такие сюжеты можно смело записывать в антирекламу. Закрепляется связка "пиво = отдых" и "пиво = общение".

- второй вариант той же рекламы - связан с культом силы и пониманием этой самой силы. Если снова про пиво - то всяческие ролики серии "настоящие мужчины выбирают". Ещё хуже видел как-то в метро рекламу... водки. Там на рекламном щите фото и наименование водки, слоган "пришло время сильных" (который в наше время вообще не следовало бы использовать именно из-за разрастающегося "культа неправильно понимаемой силы") и фотография мужского лица - где они только такое лицо взяли? как убедили человека сделать такое выражение своего лица, что вспоминаются фразочки серии "мысля не ночевала"?

- кстати, о культе силы. Как бы вы определили, что такое "сильный человек"? На мой взгляд, сильным можно назвать того, чьих внутренних ресурсов (разных) хватает не только на обеспечение своих потребностей, но и на помощь слабым. Именно две эти составляющие. Тот, кого хватает только на самообеспечение (без помощи более слабым) - это не сильный человек, а обычный (если не хватает и на себя, то это уже слабый). Сюда же и тот, кто полагает, что мог бы, но не хочет помогать слабым: если этих самых внутренних резервов по-настоящему много, то они начинают буквально требовать себе применения.
А если помощь более слабым идёт без самообеспечения, то это (само)обман. Точнее, попытка самоутвердиться по принципу "я помогаю слабым - следовательно, сам я сильный, или как минимум, не самый слабый". Так вот, это явная неправда. И между прочим, это часто наблюдается в околозоозащитных кругах.

- а как у нас создается образ алкоголика и того, что алкоголизм есть норма? "Прими таблеточку и всё пройдёт"!

- и ещё одно, незамеченное, но, по-моему, существенное. В нашей стране отсутствует такое явление, как культура винопития. Люди не умеют и не хотят ценить вкус напитка, который они пьют (опять же, вспомним: пьют у нас водку и пиво, но не вино, не ликёр, не коктейли). Да и приобрести качественный напиток трудновато: нет никакой гарантии что даже по тем запредельным ценам, по которым предлагаются якобы хорошие напитки, мы не купим нечто, разлитое из той же самой бочки.

Два примера из жизни. Было у меня несколько лет назад любимое кафе. Называлось кафе "Метро", находилось рядом с выходом из станции метро "Рязанский проспект". Там подавали замечательные салатики, сэндвичи, пирожные, тирамису собственного производства... Но главной достопримечательностью кафе были изумительные кофейные десерты. Каких только кофейных десертов там не было! Причём не только со сливками, сиропами и мороженым, но и с алкогольными наполнителями. Тоже, соответственно, разными. Но вот в один непрекрасный день прихожу в любимое кафе и обнаруживаю, что моих любимых кофейно-алкогольных десертов нет, как и не было. Десерты из кофе предлагаются, но какие-то совершенно унылые. Из алкогольных напитков же предлагается только пиво. И посетители заказывают это пиво в изрядном количестве. То есть тот же самый посетитель, который заказал бы один кофейный десерт, заказывал литр пива. Кстати, весь обслуживающий персонал делал вид, что никаких десертов здесь раньше не было. Спрашивается в задаче: разве это вклад в борьбу со всеобщим пьянством? По-моему, так наоборот, это вклад в увеличение всеобщего пьянства: вместо того, чтобы культурно выпить кофе с алкоголем, люди стали выпивать много пива.

Второй пример совсем недавний: в одном из Ашанов чуть ли не на месяц прекратили продажу алкоголя. Уж не знаю, с чем это было связано на самом деле, но полки с бутылками были закрыты, висели объявления примерного содержания "Приносим извинения за временные трудности". (Кстати, можно было бы хотя бы поверхностно обрисовать причины такого положения.) Зато пиво продолжало продаваться свободно. Это ли не назойливая реклама "люди, пейте пиво"?

@темы: о нашем обществе

Комментарии
26.08.2009 в 11:31

No hidden catch. No strings attached. Just free love.
Второй пример совсем недавний: в одном из Ашанов чуть ли не на месяц прекратили продажу алкоголя. Уж не знаю, с чем это было связано на самом деле, но полки с бутылками были закрыты, висели объявления примерного содержания "Приносим извинения за временные трудности". (Кстати, можно было бы хотя бы поверхностно обрисовать причины такого положения.)
С 99% вероятностью у них закончилась лицензия на продажу спиртного. Она примерно месяц готовится. И выдается не всей сети, а каждому магазину. И об отсутствии лицензии как-то не принято сообщать.
26.08.2009 в 16:23

А, у меня было такое предположение... Да и в кафе, может быть, было нечто подобное. Но сотрудники как в Ашане, так и в кафе говорят одно и то же: что спиртное вредно, а пиво нормально.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии