читать дальшеЯ тут задумался над совершенно неконструктивной вещью. А именно, почему же получило повсеместное распространение в нашей стране слово "аниме". Почему, кажется, только я один говорю "японский мультсериал"? Ведь слово "аниме" не содержит никакого нового значения. Вообще никакого! Можно, конечно, возразить мне, что слово "аниме" короче, чем "японский мультфильм". Это резонно, но всё равно непонятно. Мы же не пытаемся сократить все слова (прошла мода на слова вроде "рабфак"). И не пытаемся делать транслит со всех иностранных слов. Даже в части мультиков. Никто ведь не говорит , скажем, о диснеевских мультиках "картуны" (cartoons). Тогда почему же именно для аниме было сделано исключение?
...вот так вот я думал, думал, и наконец мне пришло на помощь моё языковое образование. Как известно, текст выполняет не только информационную функцию, но также и функцию общения. Вспомнилось и ещё кое-что, в части происхождения всяких жаргонных словечек. В общем, выводом делюсь: похоже на то, что используя отдельное и притом иностранное слово "аниме", любители этого самого аниме и японской культуры вообще подчёркивают свою обособленность от остальной части населения, и своё стремление подчеркнуть друг для друга свою общую принадлежность к... к чему?
Вот это уже отдельный вопрос. Да, японская культура сейчас в России в моде. Повсюду аниме, манга, суши, курсы японского языка и молодёжь, объединяющаяся по принципу любви ко всему этому. напоминает неформалов предыдущих поколений, не правда ли? Правда, разница всё же присутствует.
Разница №1. Как было сказано выше, Япония сейчас в России в моде. А неформалы, по крайней мере раньше, как минимум были вне моды. А то и откровенно плевали на неё.
Разница №2. Неформалы прошлых поколений формировали свои движения в основном вокруг определенной музыки и сопровождающей эту музыку культуры. Любители Японии в принципе интересуются японской музыкой, но нельзя сказать, что именно музыка является стержнем движения.
Впрочем, неформалы в качестве носителей альтернативных взглядов, да ещё и любители определённой музыки были таковыми в течение не менее полувека. Готтов и хиппи сменили панки, панков - забытые ныне глэмеры, потом появились металлисты и прочие, прочие. Ну а нынешнее поколение поступило по-своему. Как говорится, это их право, только нам их не понять...
И в заключение - всё это не значит, что мне совсем не симпатична японская культура. Просто она мне непонятна. Некоторые японские группы мне очень даже нравятся. И три мультсериала тоже (есть точнее, то это SailorMoon, Gundam Wing и Gravitation).
Да, и ещё меня до глубины души поразило одно недавнее мимолётное знакомство. Юноша, молодой, красивый, вроде как в околомузыкальной среде, никогда ранее не видевший вблизи и не носивший обыкновенную косуху. Удивленно переспросил меня "у тебя есть косуха? можно мне примерить?"
"Моя цель - человек," - говорил снайпер.// В свою очередь став кораблем из легенд, мы уже изменили дороги других.
Ну а нынешнее поколение поступило по-своему. Как говорится, это их право, только нам их не понять... Нынешнее?! Ты не старше меня, а аниме - это и мой выбор. Поэтому "нам их понять".
Хорошо, раз понять, то объясни мне, пожалуйста: нынешние анимешники - это аналог неформалов 80-х и ранее? Или нет? Какую именно роль играет увлечение японской культурой?
"Моя цель - человек," - говорил снайпер.// В свою очередь став кораблем из легенд, мы уже изменили дороги других.
нынешние анимешники - это аналог неформалов 80-х и ранее? Нет. И думаю не стоит путать увлечение аниме с увлечением японской культурой. Одно вполне может существовать без другого.
*Феникс* trece, к сожалению, подавляющее большинство ставит знак равенства между этими двумя понятиями. Почти все анимешники экстренно начинают слушать J-Rock, учить японский (ну, хотя бы пытаются), готовить суши, пытаются купить себе кимоно и т.д. Короче, валят всё в одну кучу. разумеется, к людям, которые просто любят смотреть японские мультики и/или читать мангу, или же просто увлекаются японской культурой, это не относится. я вот тоже аниме люблю некоторое... Вот и вопрос - считать ли такое явление как "анимешники" очередной субкультурой со всеми её особенностями? Кажется, да.
*Феникс*, спасибо за перевод моего вопроса с русского на русский...
И второй вопрос лично у меня: если считать это очередной субкультурой, то... субкультура, как правило, является прерогативой меньшинства. Обычно имеет место наличие некоторого противопоставления, отделенности носителей субкультуры от большей части их же поколения. И дело не в том, хорошо это или плохо, просто это факт. А аниме и японская культура у нас получили буквально повсеместное распространение. Я бы сказал проще - это модно. Собственно, вопрос: это сдвиг в общественном сознании, что теперь неформалы могут составлять большинство, или я что-то путаю?
trece, если это не оно, то что же это за явление, на твой взгляд? Да, я совершенно не о том, что можно просто смотреть аниме или просто увлекаться японской культурой. Я именно о том, что некоторые люди, называющие себя анимешниками, ведут специфический образ жизни. Грубо говоря, я о тех, которые вздыхают по "гейшам, саке и харакири". Как их классифицировать?
"Моя цель - человек," - говорил снайпер.// В свою очередь став кораблем из легенд, мы уже изменили дороги других.
*Феникс*, Stanley-C И все-таки мне бы не хотелось считать анимешников очередной субкультурой. Признаки очень уж косвенные: - Изучение японского нужно для того, чтобы смотреть аниме, или читать мангу в оригинале, потому что лицензия не дешева, да и откровенный яой в лицензии выпускается весьма ограниченно. Я бы тоже занялся японским (5 иероглифов и некоторый минимум слов уже выучил), но у меня нет времени и возможности для регулярных занятий. - J-Rock начинают слушать, впечатлившись например эндингом очередного аниме. И потом, на мой взгляд, часто интерес к этой музыке подогревает не столько сам музыкальный стиль, сколько внешность солистов. По крайней мере, у меня ситуация такова, и думаю, я не одинок в этом. - Желание поесть суши объясняется с одной стороны попыткой примерить на себя жизнь любимых персонажей, с другой - суши полезны для здоровья и не ведут к полноте, что в наш озабоченный диетами, похуданием и здоровым питанием век, является мощным стимулом к их употреблению. - А кимоно классно смотрится и очень стройнит, только стоит дорого, сволочь...
Так что, все признаки субкультуры могут иметь вполне банальное объяснение. Ведь если человек увлекается автоспортом, то ничего удивительного, что он старается разобраться в устройстве автомобиля, что заведет себе наборы различных инструментов, что будет покупать такую одежду, в которой удобно водить машину или возиться в гараже, что общаться предпочтет с теми, кто тоже интересуется автомобилями. Но можно ли считать такого человека неформалом, и говорить о субкультуре увлеченных автомобилистов? Скорее это клуб по интересам. Анимешников я считаю таким вот "клубом по интересам". Хотя не могу не согласиться со Стэнли, что Япония стала модой. Но это уже несколько иная тема, она касается того, насколько серьезно человек увлечен аниме, а разговор у нас о другом. А на вопрос "теперь неформалы могут составлять большинство" я бы ответил "нет", потому что анимешники - не неформалы.
trece, а какие ещё признаки могут быть у субкультуры, помимо вышеперечисленных? Я могу добавить ещё один, и он присутствует у анемешников: наличие "своего" лексикона.
"Моя цель - человек," - говорил снайпер.// В свою очередь став кораблем из легенд, мы уже изменили дороги других.
Stanley-C не знаю, но у любителей автоспорта тоже есть все перечисленные выше признаки, включая "свой" лексикон, однако они не считаются субкультурой. Почему тогда?
Как это - не считаются? А байкеры? Если без шуток - у любителей только автомобилей обычно нет, например, любимой музыки. А ещё - любители автоспорта общаются друг с другом в основном по теме автоспорта, и в гораздо меньшей степени - формируют себе круг общения для жизни из таких же любителей автоспорта. И в конечном итоге любовь к автоспорту остаётся всего лишь хобби. Об анимешниках я бы этого не сказал. (О тех, кто просто любит японскую мультипликацию, здесь речи не идёт. Можно сколько угодно слушать панк-рок и не быть панком.)
К слову, я бы не рискнул дать определение слову "неформал"... Опыт личного общения и прочитанная литература говорят о том, что такого явления... не существует в реальной действительности.
"Моя цель - человек," - говорил снайпер.// В свою очередь став кораблем из легенд, мы уже изменили дороги других.
Не, байкеры - это другое. Я именно о любителях автомобильного спорта. У них и музыка какая-то есть. Что-то очень убойное с драйвом, чтобы стекла дрожали в радиусе 5 ближайших улиц. А анимешники тоже очень часто круг общения для жизни формируют из того, что есть под рукой, не ограничиваясь анимешниками. Так что я бы все-таки сказал, что аниме - это хобби, ставшее в последнее время модным.
А слову "субкультура"? Где все-таки проходит та граница, которая отделяет субкультуру от того, что просто похоже?
Где все-таки проходит та граница, которая отделяет субкультуру от того, что просто похоже? Могу предположить, что граница может находиться там, где (на выбор, а не всё вместе): - имеется не только само явление, но и какая-то идеологическая подоплёка; - или затрагиваются взгляды на жизнь вообще, не касающиеся напрямую увлечения; - или стержнем явления изначально является не конкретное явление (музыка, автомобиль, мультик), а нечто более общее; - или же перечисленные выше признаки (как-то музыка, сленг, круг общения, внешность) не требуются для обеспечения самого интереса (скажем, можно слушать панк-рок и не ставить ирокез; можно смотреть японские мультики и не клеить себе кошачьи уши; можно не носить удобную для вождения одежду, отправляясь на прогулку в парк).
Нынешнее?! Ты не старше меня, а аниме - это и мой выбор. Поэтому "нам их понять".
Нет.
И думаю не стоит путать увлечение аниме с увлечением японской культурой. Одно вполне может существовать без другого.
trece, к сожалению, подавляющее большинство ставит знак равенства между этими двумя понятиями. Почти все анимешники экстренно начинают слушать J-Rock, учить японский (ну, хотя бы пытаются), готовить суши, пытаются купить себе кимоно и т.д. Короче, валят всё в одну кучу.
разумеется, к людям, которые просто любят смотреть японские мультики и/или читать мангу, или же просто увлекаются японской культурой, это не относится. я вот тоже аниме люблю
Вот и вопрос - считать ли такое явление как "анимешники" очередной субкультурой со всеми её особенностями? Кажется, да.
И второй вопрос лично у меня: если считать это очередной субкультурой, то... субкультура, как правило, является прерогативой меньшинства. Обычно имеет место наличие некоторого противопоставления, отделенности носителей субкультуры от большей части их же поколения. И дело не в том, хорошо это или плохо, просто это факт. А аниме и японская культура у нас получили буквально повсеместное распространение. Я бы сказал проще - это модно. Собственно, вопрос: это сдвиг в общественном сознании, что теперь неформалы могут составлять большинство, или я что-то путаю?
trece, если это не оно, то что же это за явление, на твой взгляд? Да, я совершенно не о том, что можно просто смотреть аниме или просто увлекаться японской культурой. Я именно о том, что некоторые люди, называющие себя анимешниками, ведут специфический образ жизни. Грубо говоря, я о тех, которые вздыхают по "гейшам, саке и харакири". Как их классифицировать?
И все-таки мне бы не хотелось считать анимешников очередной субкультурой. Признаки очень уж косвенные:
- Изучение японского нужно для того, чтобы смотреть аниме, или читать мангу в оригинале, потому что лицензия не дешева, да и откровенный яой в лицензии выпускается весьма ограниченно. Я бы тоже занялся японским (5 иероглифов и некоторый минимум слов уже выучил), но у меня нет времени и возможности для регулярных занятий.
- J-Rock начинают слушать, впечатлившись например эндингом очередного аниме. И потом, на мой взгляд, часто интерес к этой музыке подогревает не столько сам музыкальный стиль, сколько внешность солистов. По крайней мере, у меня ситуация такова, и думаю, я не одинок в этом.
- Желание поесть суши объясняется с одной стороны попыткой примерить на себя жизнь любимых персонажей, с другой - суши полезны для здоровья и не ведут к полноте, что в наш озабоченный диетами, похуданием и здоровым питанием век, является мощным стимулом к их употреблению.
- А кимоно классно смотрится и очень стройнит,
только стоит дорого, сволочь...Так что, все признаки субкультуры могут иметь вполне банальное объяснение. Ведь если человек увлекается автоспортом, то ничего удивительного, что он старается разобраться в устройстве автомобиля, что заведет себе наборы различных инструментов, что будет покупать такую одежду, в которой удобно водить машину или возиться в гараже, что общаться предпочтет с теми, кто тоже интересуется автомобилями. Но можно ли считать такого человека неформалом, и говорить о субкультуре увлеченных автомобилистов? Скорее это клуб по интересам.
Анимешников я считаю таким вот "клубом по интересам". Хотя не могу не согласиться со Стэнли, что Япония стала модой. Но это уже несколько иная тема, она касается того, насколько серьезно человек увлечен аниме, а разговор у нас о другом. А на вопрос "теперь неформалы могут составлять большинство" я бы ответил "нет", потому что анимешники - не неформалы.
Если без шуток - у любителей только автомобилей обычно нет, например, любимой музыки. А ещё - любители автоспорта общаются друг с другом в основном по теме автоспорта, и в гораздо меньшей степени - формируют себе круг общения для жизни из таких же любителей автоспорта. И в конечном итоге любовь к автоспорту остаётся всего лишь хобби.
Об анимешниках я бы этого не сказал. (О тех, кто просто любит японскую мультипликацию, здесь речи не идёт. Можно сколько угодно слушать панк-рок и не быть панком.)
Я именно о любителях автомобильного спорта. У них и музыка какая-то есть. Что-то очень убойное с драйвом, чтобы стекла дрожали в радиусе 5 ближайших улиц. А анимешники тоже очень часто круг общения для жизни формируют из того, что есть под рукой, не ограничиваясь анимешниками. Так что я бы все-таки сказал, что аниме - это хобби, ставшее в последнее время модным.
А слову "субкультура"? Где все-таки проходит та граница, которая отделяет субкультуру от того, что просто похоже?
Могу предположить, что граница может находиться там, где (на выбор, а не всё вместе):
- имеется не только само явление, но и какая-то идеологическая подоплёка;
- или затрагиваются взгляды на жизнь вообще, не касающиеся напрямую увлечения;
- или стержнем явления изначально является не конкретное явление (музыка, автомобиль, мультик), а нечто более общее;
- или же перечисленные выше признаки (как-то музыка, сленг, круг общения, внешность) не требуются для обеспечения самого интереса (скажем, можно слушать панк-рок и не ставить ирокез; можно смотреть японские мультики и не клеить себе кошачьи уши; можно не носить удобную для вождения одежду, отправляясь на прогулку в парк).